[personal profile] jaerraeth
(Небольшое замечание: в статье анализируется фильм "Гостья из будущего", а не книга Кира Булычёва "Сто лет тому вперёд")

Итак, давайте снова вспомним момент Расставания. Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки, и не скрывает этого. Почему? Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос - мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.
Представьте себя в 1912-ом - закатном году XIX века (исторического, не математического). Спокойный, комфортабельный мир... Смогли бы вы сообщить этим людям что близжайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего - лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам - такому умному, интеллигентному; по Высоцкому - которого они услышали только от вас... И быть может, они в свою очередь будут поражаться вашей внутренней свободе... Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?
Мы прошли четверть пути - и мы по уши в грязи, и выхода не видно - могла ли Алиса рассказывать им об этом? Стоило, например, рассказывать про взрывы в Москве? - а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник не попавший. Стоило ли рассказывать Коле Герасимову - что он-то никогда больше не увидит Будущего - потому что погибнет в 90х, и так, что об этом даже и писать не захотят.
И это только начало.
Попробуем, понять, как наш мир стал миром Алисы.
Я утверждаю, что мир Алисы - это мир после Третьей Мировой Войны.
Вспомним для начала саму Алису. Далеко шагнула вперед медицина! Аж страшно. Потому что обычно медицина шагает семимильными шагами во время войны. И потрясающие физические возможности Гостьи из будущего - в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления... И даже целеустремленность - форма и т. д. - шелуха - главное - цель... Не было ли это все разработанно первоначально, как программа тренировки спецназа? Но - 11 лет! Это много говорит о эндшпиле той войны. Подумайте, когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше некого. А убыль населения на самом деле получилась знатная!
Хорошо развивалось и оружие - что в мирное время вряд ли возможно. Бластер...
(Между прочим, где-то на www.kulichki.com/vrchance попалась мне интересная дискуссия - где убедительно доказывалось, что бластер - это все же оружие безвоздушного пространства.). Да и защитное поле Полины - державшее разряд. Да и парализующее излучение.
Флип - с антигравитационным движителем - это сейчас он ФЛиП - ФЛаер Пассажирский. А когда-то ФЛиБ - ФЛаер Боевой. Кстати, если рассматривать его кабину с этой точки зрения - широкий обзор, открытые двери, как в фильмах про Вьетнам, высоченный полголовник - защищать шею при перегрузках.
Но самым интересным экспонатом был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество - и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика - держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера - помните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании. Робот-уборщик - готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека...
Нет, общество было рационалистическим - потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату - списанному боевому киборгу двухтысячных... Перед вами родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века - это сюжет какого фильма?).
Кстати, внешность Вертера - никаких ассоциаций? Это так сказать "белокурая бестия" - старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик... Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных - на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности...
А еще - попробуем представить мир этого будущего. Похоже, война кончилась совсем недавно. Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.
Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени... С одной стороны - одна из наблюдателей, с другой - именно ее (прошу обратить внимание - безо всякой подстраховки - в лице долбаков из спецназа) - посылают ловить пиратов.
Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой - так это вряд ли - слежку Фимы не обнаружил бы только слепой.
(Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера - где он прикидывает, сдавать ли Колю. Вывод - не сдавать "и погубить Полину" - кажется так?).
Возражение - Полина - специалист по XX веку. Возможно. Но - обратите внимание - за пиратами она прибыла в одежде XXI века - не маскируясь. То есть - точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит специалист, был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой. Рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов - простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу - допустим уролога оной же больницы на основании, что враг заперся именно в его отделении.
Или поручить освобождение линкора "Миссури" простому коку... Если только кока этого не зовут Райбек - и не был он до того - ну кем там был Стивен Сигал - спецназовцем, что ли.
Индивидуалистическое общество... Не просто! Война заставила каждого быть "тактической единицей самому по себе" - вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.
И не только Полина. Помните, в космопорту. Старый вроде бы маразматик дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара. С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы "Они превратились в вас": "Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве - у Селезнёва миелофон - миелофон у Алисы". Анализ - а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.
Обратите внимание: не бежать к ментам или службе безопасности, а спасать самому. То есть, отдавая команду, старик Павел считает, что почти незнакомый ему Коля в состоянии её исполнить. Между прочим, пираты думают так же. Помните, в последней серии - реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс. Не спецназ, не "Альфа" - десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата. А у Крыса - никаких сомнений: "Всё, Весельчак". Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени.
Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам - но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине.
Маленькая особенность таких милитаризованных обществ - очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно - на детей. Проще говоря, заваленный оперативник - это, конечно, срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку - не простят. Из-под земли достанут. Возможно, с прменением принципа коллективной ответственности.
Между прочим, есть как минимум два эпизода, подтверждающих это утверждение. Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в "Краткое содержание предыдущих серий" последней части. Крыс в облике учительницы берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.
Дальше - Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович - лицо вроде бы полностью штатское. Козёл существо вообще квазиразумное. Но осознав ситуацию, они, во-первых, немедленно переходят в подчинение Коле - что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации.
Во-вторых, принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия - отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают, не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними - может даже лучше, чем Коля. Будучи невооружённым, явно понимая, что если дело дойдёт до стрельбы - оба обречены.
(Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?
Происходит трансформация: только что ты - специалист-биолог - а в следующий момент - простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.)
В-третьих, обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой, это, между прочим - техника коммандоc.
Следующий - робот Вертер. И та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.
А последний - Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя - а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут, которые ты можешь дать - вот и всё, чем можешь быть полезен.
В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компететному. И только в последний день, полностью освоившись она начинает действовать. И действует... Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса - раскалывает напрочь.
Между прочим, вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: "А почему именно мы?"
Помните, откуда возвращаются остальные сотрудники Института? Один - спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде, имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй - в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего.
И - Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО?
В общем, если время интересует историков будущего... его обитателям стоит только посочувствовать.
Пираты... Это совсем отдельная песня. Во все времена и на всех трассах - пираты, разбойники и т.д. выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего - во времена войн и после.
И кстати - помните космопорт? Когда-то он поражал - как сказка. А вот посмотрел в последний раз - маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный... Отсеки эти - и в космопорту, и в Институте времени - так и подразумеваются герметичные перегородки - отсекающие помещения в случае попадания... Таким ли должен быть космопорт Москвы - столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще - зеленый город - не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект "Зеленная лужайка" - на месте ЧАЭС?
Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах. Он носом ткнул бы нас - вот, стоят ведь! Он ведь не увидел бы, что теперешний Храм - всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом - после атомной бомбардировки 2xxx года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины...
Словом, мир этот очень непростой. И - пройдя весь путь XXI века - трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности.
Так вот вам и ответ - что же было в глазах Алисы Селезневой... В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир был ненастоящим. Помните: "Вечер... Такой, как у нас...". Так нас удивляют цветные фотографии начала XX века - оказывается этот мир был не чёрно-белым.
Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила - знает ему цену и что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.
Снисходительное отношение... "Он не помнит ни чинов и не имён". А еще жалость там была.

"- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

(с) Ирукан, http://zhurnal.lib.ru/n/nalbandjan_karen_eduardowich/ptsp2.shtml

Date: 2010-03-15 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] chernidar.livejournal.com
ух... какой боян... но интересный.
вопрос: разве ирукан оригинал?

Date: 2010-03-15 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] chernidar.livejournal.com
да. еще о несказанном:
1. реакция на Колю когда тот сказал, что он из Конотопа. Видимо отношения Украины и России и тогда будут напряженными. Шпиономания опять же.
2. как там алиса играла в шахматы?
3. пираты. в московском космопорту. не в центральном космопорту сверхдержавы, а в задрыпаном космопорту третьесортной державы. поскольку в первосортный они побоялись бы лезть...
4. тотальная слежка. меня это еще тогда возмущало, когда смотрел

Date: 2010-03-15 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Ну, что боян, уже сказали. Но меня другое заинтересовало — буквально об той неделе я присылал ссылку на этот текст своей сестре…

Date: 2010-03-15 02:00 pm (UTC)
From: [personal profile] bisey
Кстати, в комментариях к оригиналу задали вопрос: мол, интересно, с кем была война - между собой или с какими-то Чужими? Почему-то похоже, что именно с Чужими. Военное и поствоенное общество обычно склонно к паранойе, и в Коле скорее всего заподозрили бы чужжака - он ведь достаточно сильно отличается от местных жителей и полностью "раствориться в толпе" не может. При каких условиях каждый человек становится автоматически своим и достойным доверия? Только если война идёт против не-людей. Что-то вроде принципа старых военных машин времён Смутной войны (противостояние человечества со всеми разумными существами Галактики) у С. Лукьяненко: компьютер автоматической огневой точки не проверяет у положившего руку на пульт ополченца ни расу, ни вероисповедание, ни национальность. Человек? Значит точно свой и можешь принять командование, потому что противники - даже не гуманоиды.

Date: 2010-03-15 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] jaerraeth.livejournal.com
Чес-слово, я не твоя сестра :)

Date: 2010-03-15 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Я догадываюсь. Однако, вполне могут найтись общие знакомые.
Либо, как обычно, «эгрегором накрыло» :)

Date: 2010-03-15 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Ммммм, ага — «Тени Снов», верно?
Меня там очень сильно зацепил момент, когда Денис (Денис?) рассказывает, как он оказался в армии.

Date: 2010-03-15 02:16 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
И, кстати — если школьники могут запускать космические спутники в рамках школьных заданий?
Это мне напоминает времена Великой Отечественной, когда их сверстники на заводах снаряды точили.
Как пить дать, космическую войну ещё помнят и находятся в состоянии условной боевой готовности.

Date: 2010-03-15 02:17 pm (UTC)
From: [personal profile] bisey
Они самые )
С междоусобицами в Империи Людей там был полный порядок. Помните, за что Кей Альтос (Дач) получил прозвище "Корь"?

Date: 2010-03-15 02:19 pm (UTC)
From: [personal profile] bisey
Ну... Вполне возможно, что это будущие сотрудники оборонных НИИ ))
Сегодняшние школьники тоже много чего делают: http://shvarz.livejournal.com/232196.html

Date: 2010-03-15 02:37 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Да уж, такое не забывается. И ведь только в финале — ну, почти в финале (сцена беседы императора с телохранителем) выясняется, как оно было на самом деле.

Date: 2010-03-15 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Ну то научные проекты, а то типично прикладная задача — готовый спутник взять и вывести на орбиту.
В войну школьники тоже больше точили снаряды, а не разрабатывали автомат Калашникова.

Date: 2010-03-15 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Этим-то и сейчас студенты нередко занимаются (http://www.google.com/#hl=en&q=student+sattelite&fp=f8bc9ba0718e9555).

Date: 2010-03-15 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Угу. Здоровая куча студентов и упоминание в интернете как о чём-то значительном.
А там — школьники, обычное задание по «природоведению». И ведь, ЧСХ, предоставить воздушный коридор для вывода на орбиту — да не проблема вообще!

Date: 2010-03-15 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Ну так еще 75 лет впереди :)

Date: 2010-03-15 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Вот то-то и оно, ага :)

Date: 2010-03-15 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] russian-savage.livejournal.com
У меня одноклассник в домашних условиях измерил заряд электрона. И получил результат с ошибкой всего в 10%. Не в рамках какого-то проекта, а просто из любопытства. Кстати подобный эксперимент повторить в школе или на первых курсах института раз плюнуть. А теперь представьте реакцию, скажем, Резерфорда из 1900 года на подобные вещи :)

Да, у нас в школе в 11 классе проводили опыты с лазерами. В рамках школьной программы. Так что чем там будут в 2084 году заниматься простые школьники большой вопрос.

Date: 2010-03-15 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] al103.livejournal.com
Причем если бы ополченцы не оказались совсем уж полным дерьмом, то Кей так бы их всех и дострелял.

Date: 2010-03-15 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] 8epecca.livejournal.com
кому-то баян, а мне в новинку. очень интересный текст. только грустновато=,(

Date: 2010-03-15 10:43 pm (UTC)
From: [identity profile] jorian.livejournal.com
Да, это разумное уточнение. Если бы война была между людьми, бедного Колю взяли бы в на десятой минуте первой серии.

Date: 2010-03-16 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Хм… Да, пожалуй.

Date: 2010-03-16 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] allegecityrat.livejournal.com
Ну кстати да. Его переклинило. В общем, дядька-психиатр гармотно написал :)
Page generated Feb. 12th, 2026 03:16 am
Powered by Dreamwidth Studios